Путешествие в глубины человеческого сознания. Можно ли дать объяснение переживанию благодати, которое испытывают мистики и созерцатели? Этот документальный фильм рассказывает о последних научных исследованиях мистических переживаний, проведенных в Канаде и других странах.
Фрагменты бесед с Далай-ламой, буддийским монахом из Франции Матье Рикаром, монахинями-кармелитками.
Матье Рикар, буддийский монах, французский переводчик Далай-ламы
Удивительно! Мы занимаемся физическим здоровьем, учимся чему-то, заботимся о материальном благополучии, но практически не пытаемся усовершенствовать работу сознания. Хотя именно это и определяет качество жизни в каждый момент существования. Как ни парадоксально, именно этому мы практически не уделяем ни внимания, ни времени, и мы не знаем, как устроен наш разум. Это досадно, поскольку в этом нет никакой мистики, это не слишком сложно, необходимо лишь приложить немного усилий. На самом деле, в результате тренировки ума развиваются определенные качества‒ ясность, спокойствие, понижается чувствительность к воздействиям извне.
Отец Томас Кеатинг, цистерицанский монах
Я хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, за то, что Вы стали инициатором этого невероятно важного, на мой взгляд, диалога. Я сам много лет участвуют в диалоге между буддистами и христианами. И это замечательно, что мы можем вовлечь в такой диалог многих умных, пусть и не религиозных, людей из научного сообщества… В конечном итоге они убедятся, что мистики не такие уж упрямые глупцы… Мы, наконец-то, начинаем всерьез рассматривать внутренние или мистические переживания. Я думаю, что внутренняя религиозная или духовная практика оказывает влияние на здоровье и приводит к изменениям в мозге, которые мы можем наблюдать с помощью науки.
Матье Рикар, буддийский монах, французский переводчик Далай-ламы
Буддизм — это эмпирический подход к исследованию мозга и тренировке ума. Если бы эти процессы не подтверждались наукой – это могло бы дать повод для беспокойства. Ведь нам нужна некоторая степень внутренней уверенности. Но ни в коем случае не слепая вера, которая не нуждается в доказательствах. Трансформация в процессе медитации происходит за счет внутренних изменений. Как еще ум может приобрести такие качества как мудрость, сострадание, альтруизм, внимательность, если не путем тренировки? Для приобретения любых навыков и знаний необходимо приложить усилия. На Западе думают, что медитировать, значит сидеть под манговым деревом в состоянии блаженства. Все, что надо сделать – это сесть и избавиться от всех мыслей. Но это заблуждение. Конечно, сперва надо навести порядок. У нас столько случайных, навязчивых мыслей. Надо научиться брать свой ум под контроль. Внутренняя свобода не означает, что мы должны следовать за любой мыслью. Это можно сравнить с мореходом, который не отдается на волю течения, но вместо того берется за штурвал и сам решает, куда он поплывет. Чтобы добиться определенного состояния ума, нужно приложить к этому усилия.
Д-р Ричард Дж. Дэвидсон, директор Вейсмановской лаборатории нейрофизиологии
и функционирования мозга, Университет штата Висконсин
Как можно улучшить эмоциональное состояние людей с хрупкой психикой? Как сделать их более устойчивыми? Как сделать их счастливее? Это вопросы, которые нас очень интересуют, именно поэтому мы начали изучать медитацию, ведь медитация – это совокупность процессов, призванных облегчить страдания людей и сделать их жизнь благополучнее.
Мы изучаем мозг буддийских монахов и других опытных практикующих, которые в течение своей жизни посвятили тренировке ума по меньшей мере десять тысяч часов, а некоторые и по 62 тысячи часов. Это олимпийские чемпионы в области медитации, настоящие профессионалы. Это все равно, что работать с шахматным гроссмейстером… Однако в своих исследованиях мы не ограничиваемся только опытными практикующими. Мы также работаем с людьми, которые только учатся медитировать. После двух месяцев тренировки, мы наблюдаем значительные позитивные изменения не только в мозге, но и в остальном организме». Источник