Ясное системное мышление. Часть 1

Для того, чтобы прослушать аудио нажмите на кнопку PLAY ( ► ) ниже.

КЛУБ21 by Илья Шарель Ясное системное мышление. Часть 1 296 Listens
Ясное системное мышление. Часть 1
00:00:00 00:00:00
Ясное системное мышление. Часть 1
Ясное системное мышление. Часть 1 Ясное системное мышление. Часть 1 Ясное системное мышление. Часть 1 Ясное системное мышление. Часть 1 Ясное системное мышление. Часть 1 Ясное системное мышление. Часть 1 Ясное системное мышление. Часть 1 Ясное системное мышление. Часть 1

Мы поднимем интересную и актуальную тему для  каждого человека. Потому что это относится, буквально, ко всем. Мы с Вами будем говорить о ясном системном мышлении.

Откуда взялась тема?

Дело в том, что на протяжении определенного периода времени, причем,  довольно большого, я размышляю. Вообще подготовка каждого моего тренинга занимает… по сути это процесс, который идет годами. И то, что Вы видите, это уже готовый результат — продукт, который предлагается Вашему вниманию.

Когда я начал работу над темой мышление, я увидел, что она одна из чрезвычайно критических проблем, которые есть у людей — это то, что люди очень медленно думают. Всё, связанное с мышлением, происходит медленно. В текущей ситуации я бы сказал,что это просто неприемлемо. Почему неприемлемо?

Потому что времени на раскачку просто нет, по определению. По сути, его никогда не было, а сейчас в особенности.

Именно скорость мышления является ключевым моментом для того, чтобы получать в жизни другие результаты качественно. По-моему, это вполне очевидно и проблема более чем распространена. Здесь есть несколько аспектов и сейчас парочку я смогу назвать.

Первый момент — люди медленно делают выбор между вариантом «1» и вариантом «2». И второе — медленно переходят к воплощению своего выбора в жизнь.

Но когда я занялся этой темой, то для меня не было никаких сомнений, что эта тема более чем актуальна. Но оказалось, что для того, чтобы что-то ускорять,  нужно сначала всё это настроить, всё это наладить. В теме «Мышление» есть два аспекта. По поводу скорости как мы с Вами уже определили, вещь получается вторичная. А первичная вещь — это чтобы мышление стало ясным и чтобы оно стало системным.

Я напомню, что ясность дает энергию. Когда у Вас перед глазами есть кристально ясная картина того, что происходит, что Вы хотите и так далее, то это автоматически ведет к появлению энергии.

Первое — это ясность, второе — системность. И если к ясности ведет для начала те вещи, о которых мы с Вами говорили — ясная стратегия жизни, ясная тактика жизни, то о мышлении мы с Вами вообще не говорили.

И второй аспект здесь — это системность. И дело в том, что это является ключевой и корневой вещью.

Давайте, посмотрим на следующее. Есть ,по сути, три уровня подхода к информации. Первый уровень — называется интуитивный. Он опирается на живой опыт, некое целостное понимание всего происходящего, то есть видение. Например, когда Вы смотрите на какое-то дерево и, например, чувствуете его настроение. Когда Вы просто занимаетесь каким-то делом, живете им и всё, что касается этого дела, Вы чувствуете на уровне шестого чувства. Когда Вы, например, смотрите в глаза какому-то человеку и полностью видите то, что там происходит внутри. И вот этот способ в повседневной жизни распространен более всего.

Также нужно упомянуть, что наиболее успешные предприниматели, вообще успешные люди, у которых нет какого-то специального образования, профильного (управленческого, например), они используют такой вариант. Этот же подход используют народные целители, шаманы, и так далее. Вообще этот подход действенный. Он хорошо работает. Но здесь есть один маленький момент. Дело в том, что сам успех такого подхода крайне-крайне трудно предсказуем. Потому что он на 100 процентов зависит от способностей, от таланта, отдельно взятого человека.

Второй уровень — это подход аналитический. Здесь идет основа, по сути, разделения целого на части. И это появилась в 18-ом веке в эпоху Просвещения. Был такой очень интересный человек, которого звали Декарт и у него есть такая  интересная фраза: «Нет такой проблемы, которую я не мог бы решить.  Если вдруг не в состоянии с ней справиться, то разбиваю ее пополам и пытаюсь решить отдельно каждую ее часть.  Если какая-то из них все-таки не поддается решению, то я делю и её. И так далее» — конец цитаты.

Что получается?

Внутри аналитического подхода предлагается, если всматриваться в устройство того, что Вы смотрите, разделять что-то, чтобы увидеть структуру, увидеть особенности отдельных частей, а затем через них попытаться объяснить свойства целого. Но дело в том,что в этом подходе есть огромное жирное наваристое «но». А именно появляется очень серьезная опасность, причем более чем  серьезная, когда Вы разделяете  целое на части и начинаете их рассматривать по отдельности. Почему?

Потому что из Вашего поля зрения уходит общий вид, уходят связи между этими частями.

Скоро будем смотреть эти вещи на примерах, поэтому будет яснее. Получается, что нет восприятия общего, нет восприятия системы. И что получается?

Тогда понимание, видение получается очень сильно неполным, а чаще всего ложным, мнимым. Рекомендации относительно развития чаще всего получаются неработающими.  И они чаще всего могут оказаться и вредными — фрагментарными.

И есть третий уровень — это подход системный. Системный подход к восприятию какого-то объекта (не суть важно какого) можно, по сути, рассматривать как слияние, синтез интуитивного и аналитического вариантов. Отрицаются любые попытки свести свойства целого к свойствам частей. И у аналитического подхода берется интерес к внутренней структуре того, на что Вы смотрите. По сути, на первое место выходит совокупность системных свойств целого.

И поэтому поводу, если что-то остается неясным, был такой очень интересный украинский философ в 19-ом веке, Григорий Сковорода, и у него есть интересная фраза «Все очень сложное — неправда!» Мне тоже очень нравится такой подход.

И это, действительно, так. И работающие вещи, они, действительно, простые. Потому что, когда долго и нудно что-то объясняется, опыт подсказывает, что что-то тут явно не так, какая-то собака здесь порылась и она мешает восприятию.

И по поводу системного подхода, системного мышления. Когда чаще всего люди слышат что-то о системе, появляется какая-то мрачная картина, какая-то школьная доска и на ней куча каких-то зверских формул, непонятных, алгебраических и что это такое черт ногу сломит

На самом деле, картин обратная. Дело в  том, что системное мышление — это более чем практичная вещь.  Сама система — это то, что окружает вашу жизнь. И обратите внимание, чтобы воспринять, например, то, о чем мы с Вами говорим, Вам не нужны какие-то фундаментальные знания в области математики или каких-то подобных вещей.  Здесь не требуется никаких глубоких познаний в области науки.

Возникает логический вопрос — а чем может быть полезным на практике системное мышление?

Я, как Вы знаете, большой поклонник практических вещей, которые не просто можно долго и нудно обсуждать в теории, а то, что можно применить в реальной повседневной жизни.

Итак, смотрите, первая вещь, которая однозначно дает системное мышление. Она заключается в том, что появляется возможность гораздо лучше, гораздо эффективнее управлять собственной жизнью. Почему?

Потому что Вы научаетесь видеть закономерности, которые и определяют происходящие события в Вашей жизни. Другими словами это означает, что Вы на порядок лучше можете управлять тем, что происходит в Вашей жизни: деньгами, отношениями, здоровьем, чем-то еще. Получается, что исчезает беспомощность перед  грядущим и Вы можете спокойно, по сути, предсказывать события и быть к ним готовыми.

Следующая вещь из практической пользы системного мышления — это то, что такой подход очень мощное средство для решения каких-то проблемных ситуаций. И гораздо лучше работает это на практике, когда Вы смотрите на все это дело с системной точки зрения. По сути, Вы уже не просто лучше решаете проблемы, но и при этом можете изменить их причины. А причина всегда находится в мышлении. Появляется возможность,вообще убирать проблемы со своего пути, те, которые часто встречаются на Вашем жизненном поприще.

Следующий момент, что тоже, чрезвычайно, важный. Вот этот сценарий, который большинству из Вас явно знаком, мне тоже был знаком — напрягаться изо всех сил. Этот сценарий тоже остается в прошлом. Потихоньку, не мгновенно, но тем не менее, уходит в прошлое. И, по сути, в те дни, когда Вас настигает необходимость напряжения изо всех сил, она уходит в небытие. Потому что когда Вы решаете проблемы, то очень часто Вы пытаетесь ломиться в открытые двери. И на самом деле оказывается, что нужно просто было потянуть ручку на себя, а не наоборот. У меня было не раз и не два, когда я ломился в дверь, а оказалось, что нужно было просто ручку в другую сторону и все.

По сути, системное мышление заключается в том, чтобы знать, с какой стороны расположены эти самые петли, в какую сторону открывать дверь. И все. Если Вы это знаете, то Вам просто ее достаточно легко потянуть или толкнуть и все, и никаких проблем нет.

Предотвратить проблему, заранее раскинув мозгами. И почему, откуда берется предварение проблемы?

Потому что Вы ясно и системно видите. Подчеркиваю, здесь важны оба слова — и ясное, и системное мышление. Это принципиальный момент.

Следующий момент большой пользы заключается в том, что это, по сути, сидит в основе четкости, ясности в мыслях и в общении. Это путь к тому, чтобы видеть больше и видеть дальше. И здесь тоже полезно видеть одну интересную вещь, что наиболее очевидные объяснения бывают совсем-совсем неверными.  И как Вы, я уверен, знаете, что называется, правота весьма редко бывает на стороне большинства. Но это, я надеюсь, для Вас очевидно. И когда Вы видите, скажем так, более широкую картину, у Вас появляется возможность гораздо точнее воспринять происходящее в Вашей жизни, просто в моменте и действовать таким образом, чтобы в долгосрочной перспективе на долгом плече получать оптимальный результат. По-моему, просто.

Следующая вещь — это то, что системное мышление помогает (чрезвычайно, важный момент), системное мышление позволяет уйти от поиска чувства вины, поиска вины в себе и в других людях.

Прекращается стремление искать виноватого в себе, в других. И такие вещи становятся  бесполезны. Почему?

Потому что люди делают абсолютно все возможное в рамках той системы, в которой они находятся. Это предельно простой подход. И исход, по сути, результата определяется структурой, а не их усилиями. Чтобы усилить свое влияние на происходящее, нужно просто увидеть, какова структура системы. Я надеюсь, ясно то, что я сейчас сказал.

И последний момент. Системное мышление, оно просто жизненно необходимо, когда нужно более результативно продуктивно управлять собой, другими. Вот эта вещь, критически, важна. Системное мышление  жизненно необходимо, чтобы обеспечить результативность, продуктивность.

Я Вам покажу, проиллюстрирую, как  интересно работает  системное мышление по мере того, как оно становится системным. Причем, может быть, Вы даже слышали это, она называется «Автобиография в пяти кратких главах», но воспринимайте это шире. Речь идет не только о том, что я Вам сейчас предложу, но и, по сути, обо всем в жизни.

Итак, внимание, «Автобиография в пяти кратких главах».

Глава первая. Я иду по улице. На моем пути глубокая яма. Я падаю в нее. Я в шоке. Я беспомощен. Это не моя вина. Нужна вечность, чтобы выбраться из нее.

Глава вторая. Я иду по той же улице. На моем пути глубокая яма. Я стараюсь не замечать ее. Я опять падаю. Поверить не могу, но я же опять в том же положении. Но это не моя вина. Нужно очень много времени, чтобы выбраться из нее.

Глава третья. Я иду по той же улице. На моем пути глубокая яма. Я вижу ее. Опять упал. Это превратилось уже, в конце концов, в привычку, но глаза мои открыты. Я знаю, где нахожусь. Это моя вина, я мигом выбираюсь из нее.

Глава четвертая. Я иду по той же улице, на моем пути глубокая яма. Я обхожу ее.

Глава пятая. Я стал ходить по другой улице.

Конец цитаты.

Вот этот пример мне прям безумно нравится. Я для Вас его подготовил, потому что он демонстрирует повседневную жизнь самым дивным образом.

Следующий момент  — что такое система?

Система — это то, что появляется в результате взаимодействия ее частей и может поддерживать свое существование и функционировать как единое целое. Системное мышление обращено и к целому, и к его частям, и еще к связям между этими частями. Оно изучает целое, чтобы понять части.

Еще одна важная вещь, что набор несвязанных между собой частей не образует систему. Получается беспорядочное нагромождение.

И давайте, посмотрим, что происходит в случае системы и что происходит в случае нагромождения. В случае системы мы имеем дело с взаимосвязанными частями, которые действуют как целое. В случае нагромождения мы имеем дело с совокупностью разрозненных частей. Когда мы имеем дело с системой, изменяется что-то, если что-либо убрать или добавить. Когда мы пытаемся разделить эту систему на две части, то мы получаем не две меньшие системы, а поврежденную, скорее всего, вообще не работающую систему.

А в случае нагромождения, основные свойства никак не меняются. Если что-то добавить или убрать, то ничего не поменяется. А если еще Вы разделите на двое нагромождение, то Вы получите просто два нагромождения поменьше.

Когда мы имеем дело с системой, здесь речь идет о том, что взаимное расположение частей имеет решающее значение. А в нагромождении расположение этих частей вообще не имеет никакого значения, потому что это просто нагромождение. Когда мы имеем дело с системой, то части взаимосвязаны и работают ВМЕСТЕ. «Вместе» ключевое слово.

Когда же мы имеем дело с нагромождением, то части вообще не связаны друг с другом и абсолютно спокойно функционируют отдельно. Когда мы имеем дело с системой, то поведение зависит от структуры. При изменении структуры меняется поведение. А вот когда нагромождение у нас перед носом, то, что происходит?

Если вообще какое-то поведение есть, конечно, то оно просто зависит от размера и от количества, что эту штуку составляет.

И когда мы с Вами фокусируемся на связях, которые существуют между элементами системы, внимание, на связях, не на самих частях, а именно на связях, то открывается совершенно поразительная вещь. А именно то, что система, которая состоит из частей разного происхождения, разной природы, которые могут совершенно несхожие функции иметь, они подчиняются этой системе одним и тем же законам организации. Поведение зависит не от природы, не от каких-то свойств, частей, которые составляют эту систему, а от того, как эти части соединены между собой.

Дело в том, что можно предсказать поведение системы, даже если у Вас нет детальных каких-то сведений о их частях.

Поведение системы ПРЕДСКАЗУЕМО. Какой результат она даст, можно спокойно предсказать. И системное мышление, что ключевым моментом и является, освобождает от необходимости посвящать долгие нудные годы изучению отдельных областей знаний. Оно позволяет увидеть связь между различными дисциплинами.

Система — это множество частей, действующих как единое целое.

Помните, как мы с Вами уже не раз и не два говорили о том, что любая моя обучающая программа основана на моей авторской системе повышения качества жизни, я много, и долго, и нудно иногда поясняю, что каждая часть этой системы является принципиально важной и нет ни одной факультативной и ненужной.

Давайте так, что принципиально важно, это то, что необходимо определить ключевые связи между элементами системы и тогда любое желаемое изменение может происходить с невероятной  легкостью.

Еще раз давайте скажем, когда у Вас есть критически ясное видение ключевых связей между элементами системы, то любое изменение, которое Вы хотите получить, оно происходит с поразительной легкостью. Для этого не требуются какие-то героические усилия. Вы начинаете кристально ясно видеть, где находится оптимальная точка приложения рычага. То есть именно на нее и нужно воздействовать . Для чего?

Просто для того, чтобы с наименьшим усилием получить тот самый результат значительный, который Вам и нужен. Это и есть, собственно, принцип рычага.

Чтобы мне выйти на уровень системного мышления, потребовалось много-много лет. Я не готов сказать ровно сколько, но это исчисляется многими годами, потому что я человек не математический, я плохо считаю. У меня в школе по математике, физике, химии (по точным наукам) все было очень плохо. И что было примечательно?

Когда я заканчивал десятый класс, то это был первый год, когда в советских школах ввели выпускной экзамен. И так получилось, что я попал как раз на эти самые выпускные экзамены. И у меня была учительница, которая меня просто терпеть не могла. Она вела математику. Это была самая вредная тетка, которая была самой сильной не с точки зрения преподавания, а она была таким серым кардиналом, какие бывают в школах. Ее слушались все, ходили по струнке. Я к этим гражданам не относился, как Вы догадываетесь. Естественно, она меня терпеть не могла. Так как мои знания по математике были весьма скромны, я очень сейчас преуменьшаю — сильно-сильно скромны, они были равны нулю, то есть были сильно ниже плинтуса. Так вот, передо мной стояла перспектива получить двойку на выпускном экзамене, что было, совершенно, реально для меня.

Даже то, что у меня отец математик, на мне это никак не сказалось. И я просто у него спросил, а что делать в этой ситуации. И он сказал о том, что ты можешь запомнить две формулы. Я говорю:» в смысле?». Две формулы можешь запомнить? Я говорю,что, да, могу. И тогда он мне дал две формулы, я,естественно, не помню какие и сказал, что ты знаешь, что по этим двум формулам ты сможешь решить любую задачу хоть на экзамене, хоть где. Но я не поверил, как это возможно — две формулы, их там вообще хренова туча и вообще как это возможно. И он говорит, выбирай задачу из задачника. Там был задачник Сканави, может кто-то помнит, такой был классический задачник по математике и я просто произвольно открыл страницу, выбрал задачу и абсолютно спокойно решил эту задачу. Я был в шоке, я был поражен.

Я так еще несколько задач решил и это было поразительно. Это как раз и называется системное мышление, причем ясное системное мышление. Здесь есть важный момент, который является ключевым. Дело в том, что я не знаю, может быть, Вы исключение, но я лично не видел вообще нигде примеров того, чтобы учили системному мышлению. Учили разным предметам, учили  каким-то отдельным вещам, но алгоритмам работы, ясному системному мышлению никто не учил.

Следующий момент. Есть такая легенда, что шахматы были изобретены на Ближнем Востоке, скорее всего в Индии или где-то в арабском мире. Но не суть важно. И просто тысячи лет они были в качестве развлечения для правителей. И в какой-то момент произошло следующее. Изобретатель шахмат, правитель, который правил на тот момент предложил ему получить любую награду. Тогда изобретатель шахмат попросил следующее. Он сказал, что мне в принципе много не надо. Дайте мне одно зерно риса на первую клетку, две рисинки на вторую клеточку, четыре на третью и так далее.

Просто в два раза больше рисинок на каждую последующую клеточку. Я напомню, что на шахматной доске 64 клетки, и, само собой, правитель знал, что у него огромные запасы риса. И он согласился. Внимание, вопрос: разумно ли поступил правитель?

Нет, поступил он не разумно, потому что на 21-ой клетке будет уже миллион зерен, а на 64-ой вообще столько, сколько нет в природе. Вот и все. Поэтому это и называется «шах и мат». И это имеет тоже прямое отношение к мышлению. Весьма примечательные вещи и они  оказываются не очевидными.

Когда Вы имеете дело с системами, то обязательно рассчитывайте на то, что эффект от работы системы сказывается, появляется с задержкой. Это касается вообще любой системы. И когда Вы имеете дело с системой, не ждите, что результаты изменений, которые Вы ожидаете, проявляются мгновенно. Потому что система требует времени  для появления нужного вам эффекта.

Это касается вообще любой системы. Другими словами, то что Вы делаете сейчас скажется на Вашей будущей жизни, когда проявятся последствия. И вот когда в Вашей жизни что-то происходит, то, что чаще всего граждане делают?

Ищут причину где угодно, но на самом деле эти вещи просто появились в результате Ваших прошлых действий. А своими сегодняшними, текущими поступками Вы формируете Ваше будущее, то, что с Вами будет происходить.

И я напомню, что свойства системы — это свойства целого. Ни одна из частей не обладает свойствами целого.

Когда Вы разделяете целое на части — это называется анализ. С помощью анализа мы с Вами приобретаем некие знания. А вот когда происходит соединение частей в цело, то это называется синтез. И он обеспечивает ту вещь, вожделенную для трудящихся, которую так много граждан хотят. А именно понимание, другими словами видение. Не из серии понимание «приз для идиотов», а настоящее понимание.

Ну что же, если вообще для Вас эта тема актуальна, то уже заранее предупреждаю, что с 16 мая по 30 мая мы с Вами будем работать с практическим внедрением ясного системного мышления в Вашу жизнь. Это, невероятно, мощная вещь, которая имеет прямое отношение к высокому качеству Вашей жизни.