Для того, чтобы прослушать аудио нажмите на кнопку PLAY ( ► ) ниже.
В этой статье мы с Вами продолжаем душевную беседу на тему ясного и системного мышления. Я напомню, что сама по себе эта тема возникла логическим продолжением из-за ясной стратегии жизни и ясной тактики жизни. Сегодня мы с Вами говорим о ментальных моделях. Знаете, есть хорошая такая фраза, она мне очень нравится, звучит она так «Убеждение — это то, что мы считаем истинным вопреки всем свидетельствам».
И что такое ментальные модели?
Дело в том, что в любой деятельности, которую Вы ведете, Вас как и меня направляют очень глубоко укоренившиеся идеи, скажем так, какие-то стратегии, какие-то способы восприятия. И вот это все называется ментальными моделями.
Почему они называются ментальными?
Дело в том, что они существуют в уме и они направляют действия. А модели – просто потому, что каждый человек строит свои действия уже на основании своего опыта. Соответственно, они представляют собой какие-то общие идеи, которые формируют в конечном счете мысли, действия человека, представления о тех результатах, которые он желает получить.
Здесь есть очень много важных вещей, о которых мы с Вами сегодня и говорим. Эти ментальные модели вполне естественны. Они есть у каждого человека, неважно, осознает он этуо или нет. И каждый воспринимает мир через них. И здесь очень важный момент, это как раз тот случай, когда можно сказать, что ментальные модели, они собственные, что называется наши. Потому что каждый в них живет. Это следует из того, что Вы говорите о своих убеждениях, о том, что Вы их там принимаете, что они у Вас есть, что Вы их придерживаетесь, Вы их отбрасываете, Вы их защищаете и так далее.
И когда Вы теряете веру во что-то, то обычно это, скорее всего, происходит навсегда, и остающуюся пустоту, естественно, появляется желание чем-то заполнить. И ментальные модели с новым опытом развиваются, они меняются. И соответственно, когда Вы так или иначе попадаете на территорию незнакомую, то приходится их еще и совершенствовать.
Короче говоря, эти самые ментальные модели направляют все действия человека. Они являются источником стабильности. Это то, на что мы можем рассчитывать. И здесь, по сути, чтобы не происходило, в голове происходит такая вещь, что «ага, это произошло, это подтверждает мои убеждения». Что называется, я же давно себя предупреждал об этом.
И появляется логичный вопрос — откуда берутся эти самые ментальные модели?
Смотрите, все довольно просто. Когда ребенок появляется в мире, у него нет какого-то изначально встроенного набора убеждений, верований и так далее. У него есть способность так или иначе конструировать что-то. И еще примечательный момент, что разные люди могут участвовать в одних и тех же жизненных ситуациях, но каждый объясняет это по-своему и вкладывает в некий полученный пережитый опыт какой-то свой собственный смысл. И материалом для формирования этих самых ментальных моделей служат самые разные вещи, скажем так, общие принятые моменты в обществе, где человек живет, культурные какие-то нюансы, идеи взрослых людей, которые оказывают несомненное влияние на ребенка.
И есть те инструменты, с помощью которых эти ментальные модели появляются. Один из этих способов формирования ментальных моделей называется «Вычеркивание». Что такое вычеркивание?
Дело в том, что Ваше внимание избирательно. И в каждый момент времени Вы воспринимаете мир при помощи чувств. И, по сути, нет возможности замечать всю потенциально доступную информацию и каким-то образом на нее реагировать. Поэтому что происходит?
Вы отбираете и фильтруете ее в соответствии с Вашим состоянием, настроением, интересом. То есть происходит что?
По сути, Вы вычеркиваете часть информации и формируете некое свое представление исходя из того, что Вы заметили. Не из того, что на самом деле происходит, а из того, что Вы заметили. Потому что всегда, всегда есть другая информация. Но поскольку она Вам в этот момент представилась неважной, то скажем так с практической точки зрения ее как бы и нет. И когда уже ментальная модель сформирована, то вычеркивание работает просто на поддержание этой модели.
Привожу очень простой пример. Родители очень часто не замечают, что их ребенок уже взрослый, они по-прежнему в нем видят малыша мелкого. Они не видят, что он независимый, что этот человек уже взрослый, возмужавший. И до тех пор, пока не произойдет сильное какое-то событие. Вот Вам, пожалуйста, пример вычеркивания.
И знаете, есть шикарная вещь практического плана, но у нас нет возможности в рамках клуба выдать эти практические вещи. Этим мы будем заниматься на тренинге, на «Ясном системном мышлении». Просто обратите внимание на то, что Вы с потрясающей легкостью находите очень правдоподобное объяснение тому, что произошло и затем Вы принимаете их за реальность.
Следующий способ формирования ментальных моделей называется «Искажение«. Что это такое?
Искажение — это то, что как Вы воспринимаете испытанное Вами на практике и при этом Вы преувеличиваете одни детали и преуменьшаете другие. Что происходит?
Вы искажаете события, Вы придаете больший вес каким-то моментам вашего опыта, который Вы получили в каком-то эпизоде. В этом нет ничего плохого. Но это очень сбивает с того пути, по которому Вы выбрали двигаться. Почему?
Да потому что крайне легко, скажем так, подтасовать приобретенный опыт таким образом, чтобы он просто подтверждал то, что Вам выгодно. Выгодно, в данном случае, не с точки зрения Вашей реальной выгоды, а с точки зрения поддержания Вашей ментальной модели. Например, огромное количество людей игроки, неважно, играют в карты, во что бы ни было еще, они искренне верят, что могут выиграть. И делают это постоянно, хотя в конечном счете всегда остаются в проигрыше. Для поддержания вот той иллюзии, той ментальной модели они воспринимают свой проигрыш как почти выигрыш.
Еще один интересный вариант формирования ментальных моделей — это «Обобщение«. Когда Вы используете обобщение, то Вы создаете очередную ментальную модель на основании единичного, какого-то разового опыта, в котором Вы искренне хотите видеть такое типичное явление.
Давайте, приведу такой пример. Ребенок видит, что родители относятся друг к другу каким-то определенным образом и он приходит к выводу, что именно так и должны выглядеть отношения между мужчиной и женщиной.
Вот это самое обобщение играет ключевую роль в процессе обучения, применения знаний. И когда Вы находите в предмете что-то уже знакомое Вам, то Вам ясно, что с ним делать, как с ним обращаться. Потому что умения в общем плане полезны. Потому что без умения обобщать любую задачу приходилось бы начинать с нуля. И что является свидетельством такого обобщения?
Например, когда Вы используете такие слова как «всегда», «никогда», «всем», «каждый», «никто» — это прямое обобщение. И здесь этот момент на самом деле работает весьма и весьма часто против Вас. Например, какой-то управленец, менеджер, и он пригласил консультанта на работу. И с консультантом ему не повезло — попался какой-то не тот человек. И этот управленец решает, что консультанты — это плохо, они не нужны. И теперь что происходит?
А происходит то, что для поддержания веры в свою правоту ему необходимо игнорировать абсолютно все примеры того, когда консультанты приносят большую пользу.
Что мы имеем в результате?
Мы имеем сочетание такое обобщения с убеждением. И это очень, очень, очень плохо работает. И, собственно, любые ментальные модели работают как система, они образуют систему. У каждой из них есть задача. Цель системы каких-то убеждений состоит в том, чтобы давать смысл тому опыту, который Вы получаете. Например, если рассматривать систему только с этой точки зрения, то она абсолютно не обязательно должна делать Вашу жизнь лучше, счастливее, радостнее и так далее. Нет.
Потому что запросто можно иметь бредовые какие-то разрушительные убеждения относительно себя и других и жить в соответствии с этой моделью легко. Так живут, как Вы догадываетесь огромное количество людей. И в Вашей власти подвергнуть эту систему анализу и перестроить ее, если Вы хотите это сделать, естественно. И само собой, что жизненно необходим набор каких-то по-настоящему полезных, ментальных моделей, которые обеспечивали бы Вам наилучшие сценарии счастья, благополучия и так далее.
Давайте, я приведу Вам в пример некую задачу.
У Вас есть три закрытые коробки. На каждой коробке есть этикетка. Коробки закрытые, напомню. На одной коробке написано «Яблоки», на другой коробке написано «Апельсины», а на третей коробке написано «Апельсины и яблоки». Теперь внимание, все эти надписи неверны. Вы можете достать по одному фрукту из каждого ящика. Обнюхивать, естественно, нельзя, очевидно. И логичный вопрос: сколько ящиков Вам нужно исследовать, чтобы установить, где что лежит?
Ответ простой. Берете ящик с надписью «Апельсины и яблоки», достаете оттуда любой фрукт, например, это будет яблоко. А теперь смотрите, что Вы можете сказать о том, что лежит в этой коробке? Напрямую ничего, но Вам абсолютно точно известно, что там не могут быть апельсины и яблоки, потому что все этикетки не верны, все надписи не верны. Вы знаете, что это точно не апельсины, потому что там не могло бы оказаться яблоко. Логично. Следовательно, это коробка «Яблоки». А так как известно, что все надписи неверны, то нужно просто поменять вот эти этикетки на двух оставшихся коробках. Поэтому один ящик надо открыть.
Это пример, как работают на самом деле эффективно ясное системное мышление. Это пример элементарный, простой, но он показывает, как это вообще выглядит.
Смотрите, что происходит?
Это системное мышление, по сути, бросает вызов огромного количеству различных ментальных моделей. И, по сути, прежде всего оно ставит под сомнение идею, что целое равно сумме частей. Весьма примечательно. Мы сейчас говорим об очень глубоких вещах, но вскользь.
Тем не менее, приведу пример. Что значит, что ставит под сомнение, что целое равно сумме частей. Скажем так, у кого в семье были или есть какие-то трудные отношения. И люди думают, что если бы только один человек изменился, то нормальная жизнь, она бы восстановилась. Но дело в том, что ничего подобного, потому что по-настоящему гармоничные отношения это результат именно отношений между всеми членами этих отношений, всеми членами этой семьи. Точно так же как здоровье человека, оно зависит от качественной слаженной работы всей системы организма. Не одного органа, не двух, а всей системы. То есть что называется, только дружная команда может в данном случае победить.
То же самое какого-то творческого коллектива. Эти люди могут командой какой-то быть. Эта команда может состоять из очень классных талантливых людей, но крайне мало они сварят хорошей каши, если они не научаться вместе работать. Чтобы создать действительно классную команду совсем недостаточно собрать лучших специалистов, лучших игроков, лучших работников. Потому что если они окажутся несовместимы друг с другом, то результаты будут мрачнейшие и чудовищные. Эти моменты имеют огромную значимость.
Еще такой интересный момент, оставим в покое пока эти ментальные модели. Сейчас буквально в двух словах поговорим о такой интересной вещи, которая имеет прямое отношение, скажем так, к жизни везде, причинно-следственные связи, например. Представьте, что у Вас сейчас некое эмоциональное состояние, то есть привычный ход Ваших мыслей, какие-то стратегии, стиль вашего поведения, и вы спрашиваете себя, хочу я что-то поменять, хочу я что-то изменить здесь? И ежели речь идет о вашей собственной жизни, то логично задать себе два вопроса очень простых.
Вопрос №1. Что способствует сохранению нынешнего состояния?
Вопрос №2. Какие действия я хочу предпринять, сделать, чтобы сохранить существующие преимущества и избавиться от недостатков?
Вот два вопроса очень простых. Или, например, Вы мечтаете избавиться от какой-то вредной привычки. Логичный вопрос: Вам необходимо выяснить, что удерживает эту самую привычку, что она Вам дает, эта самая привычка?
Дело в том, что сила привычек не в них самих, а в том, что они позволяют достичь. И есть такая вещь, как «балансирующие петли». Эти балансирующие петли сохраняют всю эту историю для каких-то целей, например, Вашу привычку. И Вы можете абсолютно спокойно не знать, для чего именно. Поэтому Вы задаете себе три простых вопроса.
Вопрос №1. Чему служит эта привычка и чем это важно для меня?
Вопрос №2. Насколько это важно для меня сейчас?
Вопрос №3. Как я могу получить то же самое, только другим более приемлемым для меня способом?
Эти вопросы, как тот же Статус Кво, они его сильно убирают. И после этого Вы задаете себе еще два нехитрых вопроса.
Вопрос №1. Что я хочу делать вместо этого?
Вопрос №2. Я могу заменить эту привычку чем-то новым, что обеспечит мне все те преимущества, которые давала мне старая привычка?
И когда вы разрушаете старое и создаете новое, то Вы абсолютно спокойно себя переводите в некое промежуточное состояние, из которого действительно легко перейти в новое устойчивое состояние. То ли еще будет у нас в «Ясном системном мышлении».
Я Вам приведу пример очень интересный, который у меня был в работе. У одного человека была привычка грызть ногти. И вот будем смотреть, то есть он спросил себя, почему у него сохраняется эта привычка. Он предположил, что, наверное, это связано со стрессом на работе. Те люди, с которыми он работал, были люди достаточно ленивые. Ему приходилось много за ними «подчищать», за них работать.
Это его злило и при этом он свои чувства держал при себе, он их не выдавал наружу. Соответственно, он еще был человеком достаточно рассеянным и он просто, по сути, даже не замечал, что грызет ногти. И когда начинаем анализировать всю эту историю, это привело к очень интересному моменту. Когда он отвечал на вопрос, почему сохраняется эта привычка, он увидел просто намного больше, чем он бы увидел, если бы спросил себя, а как мне избавиться от этой привычки. Потому что вот это тот стандартный вопрос, который люди себе обычно задают. Он лишен смысла какого бы ни было.
Так вот чтобы перейти вот в это новое устойчивое состояние, он предпринял ряд действий, а именно по рекомендации, естественно. Первое, что он сделал — он купил четки, он научился быть гораздо более внимательным к своим ощущениям, к тому, что там у него внутри происходит. Он на работе естественным образом стал гораздо более уверенным в себе человеком. Он выработал принципы в своей деятельности и стал им следовать. И он категорически отказался, благодаря одному из этих принципов, доделывать работу за других.
На все это потребовалось, естественно, определенный кусок времени. Но дело в том, что его поведение очень сильно изменилось. Он прекратил грызть ногти, и к тому же он получил еще массу огромных бонусов, о которых и не мечтал.
Это простой пример того, что привычки и действия образуют единую систему. Они очень сильно взаимосвязаны. И обратите внимание, чтобы избавиться от вроде мелкой привычки грызть ногти, этому человеку пришлось внести, по сути, такие достаточно серьезные изменения в то, что у него сидело в голове, поведение по отношению к другим людям и так далее. Прикольно, правда?
Обращаю Ваше внимание еще и еще раз, что то, о чем мы сейчас с Вами говорим — абсолютная практика.
Ясное системное мышление тем и хорошо, что оно напрямую следует из стратегии, тактики жизни. И это взаимосвязанные вещи.
Еще одна задачка, в качестве примера.
Есть человек, он живет рядом с железной дорогой. Каждый день он гуляет и проходит по мосту. Он останавливается, ему нравится смотреть на поезда. И по дороге идут составы товарные и пассажирские. Соответственно, этот человек стоит на мосту. Он стоит всего несколько минут, он недолго стоит и записывает какой поезд увидел в этот день, пассажирский или товарный. У него хобби такое, почему бы и нет.
И прошел год и за год ежедневных наблюдений он обнаружил, что 90 процентов тех поездов, которые он видел, были товарными. Товарняки шли, шли, шли 90 процентов. И смотрите, можно ли сделать логичный вывод, что на самом деле по этой дороге ходят преимущественно товарные поезда?
Но в какой-то момент этот человек встретил работников станции и сообщил о своих наблюдениях в разговоре. Там очень удивились и ему сказали, что не может быть так, потому что на самом деле через это место проходит каждый день равное количество и пассажирских и товарных поездов. И теперь, я напомню, что человек находился на этом мосту в случайные моменты времени, это было разное время. И появляется вопрос, а как ему удалось наблюдать совершено другое число поездов, 90 процентов, непропорционально большое число товарных поездов?
Ответ на эту задачку.
Дело в том, что этот гражданин просто видел только малую часть системы. Он этот ограниченный опыт проецировал на всю систему. Это он делал ту ошибку, которые многие из Вас, ох, как делают везде в жизни. Что получалось?
Если товарные поезда попадались ему в девять раз чаще,чем пассажирские, можно ли сделать вывод, что их во столько раз больше?
Нет. Что мешало этому товарищу видеть все пассажирские поезда?
Есть такая забавная вещь, которая называется ВРЕМЯ. Фактор времени. И что получается?
При равном числе железнодорожных составов и того и другого, но дело в том, что товарные поезда просто гораздо длиннее пассажирских. И поэтому их наблюдение занимает в шесть раз больше времени. А шансы на то, что гражданин появится на мосту в момент прохождения товарного поезда в результате составляют 9:1. Потому что товарный состав может оказаться под этим мостом в любую из 54-х минут часа. А пассажирский только в течении 6-ти минут каждого часа. Так вот, когда Вы видите картину в целом, ответ становится очевидным.
Вот Вам простейший пример. Но это на самом деле, помните, мы с Вами говорили много раз о том, что необходимо вылезать из ящика. Так вот «Ясное системное мышление» — это есть, собственно, тот тренинг, который позволит Вам наконец-то вылезать из ящика.
Следующий момент — это то, что можно назвать ограничивающими ментальными моделями. Есть ,по сути, два вида ментальных моделей. Первые делают жизнь трудной. Почему?
Потому что они загоняют в тупиковую ситуацию, а другие делают жизнь легче гораздо, потому что помогают решать появляющиеся проблемы. И вопрос логичный в том, чтобы сделать, чтобы первых было меньше, а вторых больше.
Посмотрим элементарную картину, каким образом узнать, к чему это всё ведет?
Можно ли сказать, что это способ наконец-то перестать себе врать?
Да, в том числе и об этом речь. Самый первый способ избавиться от таких плохих ментальных моделей, которые не дают Вам решать задачи, которые стоят перед Вами, он заключается в том, чтобы сначала предельно четко увидеть, чего Вы хотите, поставить перед собой задачу и потом задать себе основной системный вопрос, что препятствует мне в достижении цели? Каковы наиболее важные какие-то факторы, вещи, которые останавливают меня и мешают сделать то, что я хочу?
Представим себе в этой ситуации для упрощения нашей задачи, что Вы имеете дело не с какими-то реальными жизненными обстоятельствами, а с реальными трудностями, которые создал только Ваш ум. И теперь, по поводу каждой трудности, задайте себе вопрос: а в чем проявляется эта проблема? И после чего спросите себя, а что должно произойти, чтобы это перестало быть проблемой?
Интересные ответы получаются те, которые указывают на то, что у вас недостаток каких-то навыков, ресурсов и так далее. Потому что это все ограничивающие ментальные модели.
Что вообще означает иметь жесткие ограничивающие ментальные модели для Вашей повседневной жизни? Что это означает для Вас?
Если Вы настаиваете на том, что Ваши идеи полностью соответствуют реальности, значит, у Вас жесткие ментальные модели и они Вас ограничивают. Если у Вас достаточно узкий такой круг интересов, который исключает приобретение нового опыта, значит, Вам это характерно. Если Вы, по сути, не допускаете какой-то неопределенности, стараетесь сделать выводы как можно быстрее в жизни, то это как раз вот отсюда.
Каждый раз, когда Вас не устраивает поведение людей и развитие событий, то у Вас уже есть наготове широчайший ассортимент мощных логических объяснений. Если Вы в дополнение к этому используете такие слова как «должен», «не должен», «необходимо», «недопустимо», то очевиден момент, что у Вас в голове сидят эти ментальные модели.
Если Вы в речи используете такие слова как «все», «каждый», «никто», «никогда» и так далее, по сути, Вы не признаете исключений. То, собственно, проблема отсюда. Если Вас абсолютно ничто не смущает, когда Вы делаете обобщение на основании какого-то единственного случая, то собственно говоря, уже все ясно становится.
Когда Вы используете, например, ту задачу с поездами т.е какие-то односторонние вещи, которые Вы получаете вне этих временных рамок событийных для того, чтобы подтвердить какую-то свою идею.
Если Вы видите, что Вы пытаетесь возлагать вину за какие-то неудачи, за какие-то проблемы на других людей и на себя в том числе (просто на кого-то, включая себя), то, соответственно, Вы возлагаете вину неважно в каком контексте, то Вы живете в рамках этих ограничивающих убеждений, этих ограничивающих ментальных моделей. Это не просто убеждения. Ментальная модель гораздо более мощная.
Если Вы видите, смотрите на жизнь в рамках такой прямолинейной логики, то есть причина-следствие, причина-следствие, то Вы сидите в рамках этой жесткой ограничивающей ментальной модели.
Последний пример этой истории, когда Вы, по сути, на основе полученного опыта не пересматриваете свои ментальные модели.
Появляется логичный вопрос — а что означает иметь ясное системное мышление, то бишь иметь системные ментальные модели?
Это означает, прежде всего, что у Вас гораздо больше широкий круг интересов, у Вас отсутствует страх неопределенности. Это очень важный момент. Даже это стоит тотального прохождения ясного системного мышления.
Когда Вы прекращаете бояться неопределенности. Потому что когда у Вас есть ясное системное мышление, у Вас неоткуда взяться страху неопределенности. Такой проблемы не существует более.
Дальше, следующий момент. Это, скажем так, любознательность, открытость и уделение внимания тому, что на сегодняшний момент противоречит Вашей ментальной модели.
Следующая момент — это когда Вы ищите причину событий. Здесь идет речь не об обратной связи на тренинге, а о других обратных связях, которые сидят в голове. И когда Вы сталкиваетесь с какой-то проблемой, Вы исследуете не только ситуацию, которая вот она есть, но и свои предположения о ней. Это, невероятно, сильно помогает Вам облегчить свою жизнь самым серьезным образом.
Когда у Вас системное мышление, системные ментальные модели, то Вы обращаете внимание на очень серьезную взаимосвязь различных факторов. И Вы начинаете видеть, как события взаимосвязаны друг с другом. И это не имеет отношение к пониманию «приз для идиотов». Это то самое видение, которое важно.
Вы ищите, по сути, объяснение происходящему в виде системы. Не буду сейчас говорить про цикл «Контур обратных связей», это другая история уже. Там смысл в чем?
Что результат – это следствие одной из причин и вот это в свою очередь становится причиной чего-то другого. Может быть, я это сейчас туманно изложил этот момент, но это очень круто.
Ментальные модели – это идеи какие-то, убеждения, какие-то Ваши верования, с помощью которых Вы направляете свои действия. Вы используете их для объяснения причин, следствия, для предания смысла опыту, который Вы получаете. Однозначно, ментальные модели образуют систему. И жизненно необходимо четкое видение, понимание собственных ментальных моделей, потому что Вы используете их для придания смысла другим системам.
Для чего нужно ясное системное мышление?
Прежде всего, для того, чтобы не возникала такая ситуация, когда как в анекдоте «операция прошла хорошо, но пациент умер». Как-то оно не очень хочется, чтобы вот это было. Вот для этого и нужна серьезная работа с ясным системным мышлением.
Одним из ключевых моментов, который есть здесь, который имеет большое значение, это вопросы. Всю информацию, которую Вы получаете о мире, Вы получаете с помощью чувств. Другой способ получать информацию – это умение задавать вопросы. И когда Ваши вопросы действительно точные, они отражают суть дела, то они обеспечивают Вам качественную обратную связь. По сути, будет ответ настолько же качественный.
В данном случае я говорю не об обратной связи на тренинге, а я говорю об утренних определенных вещах. И поэтому крайне важно учиться задавать хорошие вопросы. Этому мы будем учиться на «Ясном системном мышлении» 16 мая. Давайте, я Вам приведу примеры хороших вопросов.
Вопрос №1. Вот это действие, грядущее действие, оно основано на моей привычке или на информации о ситуации?
Вопрос №2. Каких результатов я достиг к настоящему времени?
Вопрос №3. Я получаю достоверную информацию о результатах моих прежних действий? Она у меня есть вообще?
Вопрос №4. Известно ли мне, каков результат моих нынешних действий? Как мне это удастся выяснить?
Вопрос №5. Что я думаю о проблеме и о тех, кого она затрагивает?
Вопрос №6. Что я могу сказать о пороге своих реакций?
О чем здесь идет речь?
Как долго я готов терпеть, прежде чем приступить к действиям?
Например, ситуация, когда речь идет об отношениях с окружающими людьми в профессиональной деятельности или когда речь идет о вашем здоровье, благополучии и так далее.
Есть два взгляда – это взгляд изнутри и взгляд извне, то есть внутри ящика и вне ящика. И это два принципиально разных подхода ко всему на свете. Это подходы, которые называются объективный и субъективный. Объективный подход предполагает взгляд на вещи извне, то есть вне ящика. Его чаще всего называют правильным. А вот субъективный подход означает взгляд изнутри ящика. Он общепринятым образом считается менее достоверным.
Это очень примечательный момент. Когда говорят «О, это Ваша субъективная точка зрения», то речь чаще всего идет о том, что это та вещь, которую вообще не будут принимать во внимание. Дело в том, что подходить объективно, как мы уже с вами зафиксировали, это значит смотреть на систему снаружи, подходить субъективно – смотреть на систему изнутри. Так вот, внимание, ясное системное мышление используют оба подхода.
Ясное системное мышление просто обязано включать оба подхода, потому что только такой сценарий дает реальный результат. Взгляд односторонний вообще бессмысленный, он не работает. И в этой статье мы говорим о чрезвычайно глубоких и в то же время простых вещах.
Как я уже сказал, с 16 по 30 мая мы с Вами будем работать в тренинге «Ясное системное мышление». Он является логическим прямым продолжением «Ясной стратегии жизни», «Ясной тактики жизни».
Еще один момент, очень полезный в хозяйстве, такой маленький нюанс. Чтобы найти решение, необходимо взглянуть на структуру ситуации со стороны. И для начала первый вопрос из совсем не одного вопроса, а из гораздо большего количества, первый вопрос.
Что мешает ситуации измениться?
Когда Вы выходите за пределы системы вы получаете шанс ее изменить.
А теперь самый ключевой момент. Люди, у меня к Вам вопрос, Земля плоская?
Однозначно да, просто посмотрите себе под ноги. Но дело в том, что если Вы посмотрите на снимки с космоса или вспомните, как выглядит глобус, то это будет подтверждать, что Земля круглая. Обратите внимание, Вы верите, что Земля круглая, но в практических вопросах Вы сходитесь к тому, что она плоская.
А теперь, смотрите, какая потрясающая вещь. Мы с Вами часто мыслим плоско, мы крайне сильно упрощаем ситуацию в то время, как жизненно необходима полная картина событий. Вот эту полную картину событий Вы получите для себя в своей жизни на тренинге, который начнется 16 мая и называется он «Ясное системное мышление».